Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта,
обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

 
Книга
Интернет-магазин: с чего начать, как преуспеть
Проекты

WebMaster.SPb

Компания создана в 1999
году. Создано более 200
проектов и получено 9
профессиональных наград.

MediaCartel

Компания создана для
управления и развития
интернет-проектов.
На 01.03.07 в МК входит 9
интернет-проектов.

SeoExperts

Первое в С-Пб
рекламное агентство,
специализирующееся только
на SEOоптимизации.

Гаzета.SPb

Он-лайн газета
Санкт-Петербурга

Самое интересное
СПИК-2013 15 2013

Обновления на почту
Читать в Яндекс.Ленте

Про зомби и чиновников (часть II)
17 сентября 2012
Посмотрев на статистику опроса — «Если бы Вы были чиновником, Вы бы брали взятки?», где «Да» ответили 58,8%, а «Нет» — 41,2%, вспомнил старый фильм про зомби. 

Классический сюжет: по земле молниеносно распространяется неизвестный вирус, люди превращаются в чудовищ-зомби, которые гоняются за еще пока не зараженным мясом. 

Мне нужен твой мозг и все такое :) 

В финальном кадре: вирус побежден, последний зомби повешен на веревке (наподобие детского ослика со сладостями внутри) и дети его избивают палкой с радостными воплями. Рядом стоит девочка с такими большими доверчивыми глазами и говорит: А они же — это бывшие мы, а мы — будущие они... 

Хэппи энд :) 

Так вот этот сюжет полностью про нас. 

Люди, которые становятся чиновниками — они же родились в обычных семьях, ходили вместе с нами в школу, по вечерам с друзьями гоняли мяч во дворе, поступали в те же институты, влюблялись, женились. 

Но потом наступает момент, когда они выходят на работу и их в шею (или за другое какое место) кусает главный вампир-чиновник. И они превращаются в бездушный аппарат по воровству денег и творению бюрократии. 

В реальности же никто их не кусает, и они становятся такими добровольно и по собственной воле. 

Почему так происходит? 

В 1971 году американским психологом Филиппом Зимбардо провел психологическое исследование реакции человека на ограничение свободы, на условия тюремной жизни и на влияние навязанной социальной роли на поведение. 


Участников набрали по объявлению в газете. Участниками были преимущественно белыми мужчинами, принадлежащими к среднему классу. Все они были студентами колледжей. 

Группу, состоящую из двадцати четырех молодых мужчин, поделили случайным образом на «заключенных» и «охранников». Заключенным потом казалось, что в охранники берут за высокий рост, но на самом деле их честно набрали по жребию, подбрасывая монету, и между двумя группами не было никакой объективной разницы в физических данных. 

Условная тюрьма была устроена на базе кафедры психологии Стенфорда. Лаборант-старшекурсник был назначен «надзирателем», а сам Зимбардо — управляющим. 

Зимбардо создал для участников ряд специфических условий, которые должны были способствовать дезориентации, потере чувства реальности и своей самоидентификации. 

Охранникам выдали деревянные дубинки и униформы цвета хаки военного образца, которые они сами выбрали в магазине. Также им дали зеркальные солнечные очки, за которыми не было видно глаз. В отличие от заключенных, они должны были работать по сменам и возвращаться домой в выходные, хотя впоследствии многие участвовали в неоплаченных сверхурочных дежурствах. 

Заключенные должны были одеваться только в нарочно плохо подобранные миткалевые халаты без нижнего белья и резиновые шлепанцы. Зимбардо утверждал, что такая одежда заставит их принять «непривычную осанку тела» и они будут испытывать дискомфорт, что будет способствовать их дезориентации. Их называли только по номерам вместо имен. Эти номера были пришиты на их униформы, и от заключенных требовали надевать туго сидящие колготки на голову, чтобы изобразить бритые головы новобранцев, проходящих начальную военную подготовку. Вдобавок они носили маленькую цепочку на своих лодыжках как постоянное напоминание о своём заключении и угнетенности. 

За день до эксперимента охранники посетили короткое установочное заседание, но им не дали никаких указаний, кроме недопустимости какого-либо физического насилия. Им сказали, что обязанность состоит в том, чтобы совершать обход тюрьмы, который они могут совершать так, как захотят. 

Участникам, которые были выбраны для того, чтобы изображать заключенных, было сказано ждать дома, пока их не «призовут» для эксперимента. Безо всякого предупреждения их «обвинили» в вооруженном ограблении, и они были арестованы полицейским департаментом Пало Альто, который участвовал в этой стадии эксперимента. 

Заключенные прошли полную процедуру полицейского осмотра, включая снятие отпечатков пальцев, фотографирование и зачитывание прав. Их привезли в условную тюрьму, где произвели их осмотр, приказав раздеться догола, «очистили от вшей» и присвоили номера. 

Эксперимент быстро вышел из-под контроля. Заключенные испытывали садистское и оскорбительное обращение со стороны охранников, и к концу у многих из них наблюдалось сильное эмоциональное расстройство. После сравнительно спокойного первого дня на второй день вспыхнул бунт. Охранники добровольно вышли на сверхурочную работу и без руководства со стороны исследователей подавляли мятеж, при этом нападали на заключенных с огнетушителями. 

После этого инцидента охранники пытались разделять заключенных и стравливать их друг с другом, выбрав «хороший» и «плохой» корпусы, и заставляли заключенных думать, что в их рядах есть «информаторы». Эти меры возымели значительный эффект, и в дальнейшем возмущений крупного масштаба не происходило. 

Подсчеты заключенных, которые изначально были задуманы для того, чтобы помочь им привыкнуть к идентификационным номерам, превратились в часовые испытания, в ходе которых охранники изводили заключенных и подвергали физическим наказаниям, в частности заставляли подолгу совершать физические упражнения. 

Тюрьма быстро стала грязной и мрачной. Право помыться стало привилегией, в которой могли отказать и часто отказывали. Некоторых заключенных заставляли чистить туалеты голыми руками. Из «плохой» камеры убрали матрацы, и заключенным пришлось спать на непокрытом бетонном полу. В наказание часто отказывали в еде. Сам Зимбардо говорит о своей растущей погруженности в эксперимент, которым он руководил и в котором активно участвовал. На четвертый день, услышав о заговоре с целью побега, он и охранники попытались целиком перенести эксперимент в настоящий неиспользуемый тюремный корпус в местной полиции, как в более «надежный». Полицейский департамент ему отказал, ссылаясь на соображения безопасности, и, как говорит Зимбардо, он был зол и раздосадован из-за отсутствия сотрудничества между его и полицейской системой исполнения наказаний. 

В ходе эксперимента несколько охранников все больше и больше превращались в садистов — особенно ночью, когда им казалось, что видеокамеры выключены. Экспериментаторы утверждали, что примерно каждый третий охранник показывает настоящие садистские наклонности. Многие охранники расстроились, когда эксперимент был прерван раньше времени. 

Вот и получается, что определенные программы сидят в наших мозгах. И как только мы попадает в заданные условия, эти программы активизируются. 

И если мы хотим изменить ситуацию с чиновниками, нам надо меняться самим.

Комментарии
17 сентября 2012 #
Nikita
ответить
О похожем эксперименте рассказывает фильм «Эксперимент 2: Волна»: http://www.kinopoisk.ru/film/387388/
17 сентября 2012 #
amolok
ответить
Андрей, всё верно. Про способы изменения ситуации и про возможный взгляд на ситуацию в целом можно прочесть у Докинза, про голубей и орлов, где голуби договорились друг с другом и живут чуть хуже, но равно и мирно, а орлы рвут и насилуют, живя лучше голубей. Ситуация качается от нового общественного договора и выкинутых орлов до нового орлиного беспредела и голубиного рабства. (сильно упрощаю, но идея и так не нова) Мораль: начать с себя, создать локальный перевес, распространить на всё общество.
20 сентября 2012 #
Алексей
ответить
Отличная идея чтобы люди поменялись сам и взяток не будет :) Но как заставить целую страну так думать? Люди должны захотеть поменяться. У них должна появиться мечта поменяться! Это должно стать модно поменяться. Какие идеи у вас появились?
Комментировать
Хочу сказать... Получить ответ на комментарий: