Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта,
обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

 
Книга
Интернет-магазин: с чего начать, как преуспеть
Проекты

WebMaster.SPb

Компания создана в 1999
году. Создано более 200
проектов и получено 9
профессиональных наград.

MediaCartel

Компания создана для
управления и развития
интернет-проектов.
На 01.03.07 в МК входит 9
интернет-проектов.

SeoExperts

Первое в С-Пб
рекламное агентство,
специализирующееся только
на SEOоптимизации.

Гаzета.SPb

Он-лайн газета
Санкт-Петербурга

Самое интересное
СПИК-2013 15 2013

Обновления на почту
Читать в Яндекс.Ленте

«Российская интернет-торговля: до появления отечественного Amazon.com еще далеко»
28 октября 2012
Российская интернет-торговля немногим младше Рунета. Пока сотни любопытных в 90?х пробовали Интернет на вкус, несколько человек из Петербурга уже придумали, как на нем заработать. Летописи свидетельствуют, что российская история e?commerce началась именно в Петербурге Российская интернет-торговля немногим младше Рунета. Пока сотни любопытных в 90?х пробовали Интернет на вкус, несколько человек из Петербурга уже придумали, как на нем заработать. Летописи свидетельствуют, что российская история e?commerce началась именно в Петербурге с обычных книжных интернет-магазинов.

Сейчас российский интернет-рынок является самой быстрорастущей онлайн-экономикой в Европе и занимает лидирующие позиции по темпам роста в мире, говорится в исследовании Российской ассоциации электронных коммуникаций и ВШЭ экономики Рунета. По итогам 2012 года совокупная выручка электронной торговли в Рунете вырастет почти на треть — до 700 млрд руб.

В 1996 году владелец петербургского издательства «Символ-Плюс» Александр Галунов запустил проект books.ru — онлайн-площадку для продаж книг его издательства на компьютерную тематику, по существу, первую в России. Успех был предопределен, так как техническая грамотность простых пользователей была недостаточной для освоения развивающихся компьютерных технологий.

Двумя годами позже петербургская IT-компания «Рексофт» выставила на рынок новый продукт — ОZON.ru, который впоследствии стал одним из самых известных российских интернет-магазинов. Начальным импульсом для основателей компании Александра Егорова и Дмитрия Рудакова была статья в журнале «Мир Internet» об американском проекте Amazon.com, который в те годы начинал приобретать популярность, торгуя, к слову сказать, исключительно книжной продукцией. Русскому проекту решено было дать название, перекликающееся с именем американского «брата», — Azon. Однако российский коллективный разум наотрез отказывался видеть эти параллели, а вот слово «озон» было вполне понятно пользователям. Маркетинговая смекалка подсказала «Рексофту», что надо пойти навстречу мнению большинства и переименовать проект в Ozon.ru.

Без центра и границ

Сейчас подсчитать реальных игроков в российском секторе e-commerce практически невозможно. Только в системе «Яндекс. Маркет» на сегодняшний день зарегистрировано более 15 тыс. интернет-магазинов Москвы и Санкт-Петербурга.

Однако такое разнообразие, скорее, в убыток рынку. По мнению Федора Вирина, основателя исследовательского агентства Data Insight, важный момент, который тормозит развитие онлайн-торговли в России, — отсутствие крупных игроков, которые могут формировать конъюнктуру рынка. В России представлен один крупный онлайн-ритейлер, который занимает только 2% рынка, тогда как в большинстве стран с развитой интернет-экономикой представлено несколько сильных игроков, которые совместно занимают более десяти процентов рынка. «Крупные игроки формируют рынок: создают инфраструктуру, когда ее нет, определяют правила, насыщают рынок деньгами, что, в свою очередь, позволяет появиться самым разным инструментам (рекламным, исследовательским, логистическим и пр.). Рынок электронной коммерции не формирует никто, потому что такого размера игроков нет», — цитирует г-на Вирина РАЭК в своем исследовании «Экономика Рунета — 2011–2012».

Надо отметить, что тенденция к укрупнению российского сегмента e?commerce уже наметилась, считает коммерческий директор компании «Астрософт» Ян Столяр, но появления русского аналога Amazon.com в ближайшее время ждать не стоит в связи с относительно небольшим размером самого рынка. «На сегодняшний день вклад интернет-индустрии в экономику России все еще сравнительно невысок и составляет, согласно экспертным подсчетам, около 2% ВВП, заметно уступая аналогичным показателям развитых стран, которые в среднем достигают 7–8% ВВП», — отмечает аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин.

Такое положение дел, однако, не мешает российской онлайн-торговле продолжать развиваться дальше. В своем исследовании РАЭК отмечает, что онлайн-ритейл сейчас начинает входить в фазу зрелости. По итогам 2011 года объем рынка интернет-коммерции достиг показателя 309,4 млрд руб. Эксперты уверены, что по итогам текущего года показатель вырастет еще на треть.

Веб-прибыли

Не меньший рост ожидается на российском рынке веб-разработок, развитие которого связано в том числе и с развитием сегмента интернет-торговли. На конец 2011 года рынок оценивался в 10 млрд руб. Однако не все веб-разработчики получают свой кусок от этого пирога. «Задача создания совершенно нового программного обеспечения для интернет-магазина ставится редко, — уточняет г?н Столяр. — Российские же разработчики ПО обычно специализируются на нетиповых и уникальных решениях, и потому ритейлеры не являются для них значимыми заказчиками».

С точки зрения Андрея Заикина, технического директора First Line Software, если у компании, решившей сделать интернет-магазин (или другой сервис), возникает оригинальная идея, требующая уникального технического решения, она, скорее, не отдаст разработку на аутсорсинг, а наймет собственных программистов в штат. Получается, что сейчас среди IT-игроков выигрывают в основном создатели коробочных систем управления сайтами (CMS) и свободных разработок. Сергей Котырев, директор «Юмисофт», создатель одного из самых популярных коробочных CMS, подтверждает, что компания в полной мере ощутила на себе возросший спрос на создание интернет-магазинов. «Если в 2009 году объем продаж нашей платформы UMI.?CMS для корпоративных сайтов превышал продажи CMS для интернет-магазинов в 8 раз, то в 2012 году этот разрыв сократился до 1,5 раз, и тенденция продолжает прогрессировать. На сегодня на коробочной версии UMI.?CMS построено около 1000 интернет-магазинов. А на нашем облачном сервисе готовых сайтов работает уже более 16 тыс. онлайн-площадок из 80 тыс. созданных у нас сайтов. То есть каждый пятый клиент создает себе именно интернет-магазин», — уточняет г?н Котырев.

Перспектива роста Несмотря на такое положение вещей, у разработчиков студийных CMS есть реальная возможность получить прибыль от разработок для онлайн-магазинов. В компании Exigen Services отмечают, что стремительное развитие технологий и внедрение новых видов услуг для потребителей, конкуренция между интернет-магазинами, заставляющая их внедрять все новые «фишки» в обслуживании клиентов, позволяет получить дополнительные контракты разработчикам, занимающимся уникальными интернет-решениями.

Генеральный директор «1C-Битрикс» Сергей Рыжиков на фоне роста e?commerce одним из перспективных направлений видит разработку мобильных приложений. По его прогнозу, у этой технологии есть еще как минимум четыре года до момента, когда на рынке наступит полное насыщение.

В компании «Рексофт» подчеркивают, что клиенты уже сейчас ориентированы на создание проекта сразу для нескольких технических устройств. «До 70% покупателей используют несколько устройств — смартфоны, планшеты, стационарные компьютеры — в процессе выбора и непосредственной покупки товаров в Интернете. Таким образом, разработчики должны создать удобные витрины для всех типов клиентских устройств, обеспечив совокупный опыт и удобство общения с магазином», — подчеркивают в «Рексофте».

Головоломка для бизнеса

Помимо разнообразных внешних интерфейсов, интернет-площадка крупного ритейлера должна решать многогранные задачи рынка онлайн-торговли. По словам г?на Котырева, главное в работе интернет-магазина — автоматизация бизнес-процессов: интеграция склада с витриной, автоматизация логистики и документооборота, автоматизация ценовой политики, работа с поставщиками, коммуникации с потребителями.

Г?н Заикин, продолжая тему, связывает успех интернет-магазина с его местом в строке результатов поиска в Yandex или Google. «Покупатели могут быть лояльны к крупным и надежным брендам (Ozon, «Юлмарт», «Киберри»). Но если вы не обладаете раскрученным именем, то даже при высоком уровне обслуживания клиент забудет название вашего магазина сразу после покупки и в следующий раз начнет искать с нуля в «Яндекс. Маркете» или поисковике», — говорит эксперт.

Ценовой фактор занимает не последнее место в успешной бизнес-модели онлайн-торговли. «Если говорить о факторах, влияющих на покупку, то это цена, удобство поиска товара (юзабилити), дизайн (эстетика). Также важны отзывы о магазине в социальных сетях и рекомендательных сервисах. Но если у магазина убойная цена, наши люди готовы терпеть плохой сервис», — резюмирует владелец компании Webmaster.SPb интернет-буржуй Андрей Рябых. Кстати, именно с расходами на логистику, управление персоналом, продвижение сайта в сети связывают низкую маржинальность онлайн-бизнеса эксперты. По данным г?н Столяра, прибыль интернет-магазина редко превышает единицы процентов с оборота. Стоимость работы разработчиков в общей бизнес-модели не так значительна. «Все зависит от основных параметров — объема функциональности, размера каталога и нагруженности магазина. Простой магазин с базовым функционалом и небольшим каталогом (порядка 100 наименований) можно арендовать «в облаке» или поставить «из коробки». В этом случае магазин можно запустить за один-два дня и он будет стоить несколько тысяч рублей. Сложный магазин (каталог в десятки тысяч товаров, интеграция с ERP, автоматизированный документооборот, работа с несколькими складами, работа с разными регионами, поведенческие технологии и т. п.) делается долго (до года) и сложно, стоит дорого», — говорит г?н Котырев. Сроки окупаемости крупного интернет-магазина составляют несколько лет. И первую прибыль онлайн-ритейлер может ждать годами. Однако такой расклад не останавливает новых игроков выходить на рынок e?commerce в России.

РБК

Комментировать
Хочу сказать... Получить ответ на комментарий: