Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта,
обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

 
Книга
Интернет-магазин: с чего начать, как преуспеть
Проекты

WebMaster.SPb

Компания создана в 1999
году. Создано более 200
проектов и получено 9
профессиональных наград.

MediaCartel

Компания создана для
управления и развития
интернет-проектов.
На 01.03.07 в МК входит 9
интернет-проектов.

SeoExperts

Первое в С-Пб
рекламное агентство,
специализирующееся только
на SEOоптимизации.

Гаzета.SPb

Он-лайн газета
Санкт-Петербурга

Самое интересное
Агитационный опрос! 17 октября 2013
СПИК-2013 15 мая 2013
Важность цели 29 августа 2012
Про счастье 01 августа 2012
Презумпция ЖОПЫ 10 февраля 2012

Обновления на почту
Читать в Яндекс.Ленте

Упоротый Лис как «Черный квадрат»
08 апреля 2013
Упоротый Лис завершает турне в Петербург: 8 апреля знаменитое чучело вместе со своей создательницей Адель Морзе вылетит в Лондон. Приезд странной фигурки вызвал нешуточный резонанс. Но ни поклонники, ни противники зверька так и не смогли однозначно ответить на вопрос: «Что вас так цепляет в лисе?» За пять дней демонстрации чучела на него пришли посмотреть больше 2 тысяч человек, отдав организаторам около миллиона рублей. «Фонтанка» попыталась разобраться в причинах популярности Упоротого Лиса вместе с учеными и интернет-деятелями. 

«Фонтанка» попыталась разобраться в причинах популярности Упоротого Лиса, 8 апреля покидающего Петербург. Коммунисты встретили посвященную лису выставку пикетами, журналисты чуть не передавили друг друга на ее открытии, а скандальный депутат Виталий Милонов обвинил Морзе в догхантерстве. Из разговора с экспертами выяснилось, что странный персонаж – символ протеста: позволяет смеяться над политическими реалиями, над которыми хочется плакать. Лис воплощает законы проектно-сетевого социума, эксплуатирует фрейдистскую тему смерти, а еще похож на «Черный квадрат». 

Интернет-гипотеза: мем, который можно пощупать 

«Ничего особенного в лисе нет. Это обычный интернет-мем, процесс рождения подобных явлений всегда хаотичен, – выступил с предположением бывший пресс-секретарь социальной сети «ВКонтакте» Владислав Цыплухин. – На месте чучела могло быть что угодно – в мире много смешных вещей. Просто какие-то из них попадают в популярные блоги, например "Лепрозорий.ру", и оттуда начинается массовое тиражирование, а какие-то – нет». «Я ведь тоже был популярен в Интернете, а теперь вы обращаетесь ко мне за комментарием», – приводит пример он. 

Мем, связанный с лисом, впрочем, нельзя называть и совсем обыкновенным, - вступает в спор руководитель компании WebMaster.SPb Андрей Рябых, более известный под ником Интернет-буржуй. «В сети действительно постоянно рождаются новые мемы – это нормальная часть интернет-культуры. Однако большинство из них представляют собой фотографии людей, не очень-то жаждущих публичности, или рисованные изображения, – рассуждает он. – Лис, в противоположность этому, – тот персонаж, которого можно потрогать, привезти на “гастроли” в другую страну. То есть дать ему выход в реальную жизнь и монетизировать»

Культурологическая гипотеза: лис вместо бородатой женщины 

Интерес к забавному зверьку имеет и культурологические корни, считает Рябых: Упоротый Лис вписывается в стандарты поп-культуры, не требующей больших умственных затрат от своих потребителей. «Простые образы легче понимать. Именно поэтому классика, сложные образы, продаются все сложнее, – отмечает интернет-деятель. – Хореографы ставят балеты про вампиров, в театре появляются эротические постановки. Все упрощается. Если ты скажешь: “Я ходил в Эрмитаж на выставку Тициана”, тебя поймут не многие. Фраза же: “А я Упортого Лиса видел!” - обязательно породит реакцию: “Вау, круто, расскажи!”».
 
Позиции чучела усиливаются тем, что оно попадает в раздел поп-культуры, меньше всего развитый в России, – фрик-арт. «В Европе и Америке выставки, выступления странных людей – рядовое дело, – напоминает Андрей Рябых. – У нас же это в диковинку. Пожалуй, последний раз спрос на такие вещи был удовлетворен у россиян до революции, когда по городам ездили передвижные цирки, демонстрировавшие карликов, бородатых женщин и прочие аномалии». 

Психологическая гипотеза: рефлекс собаки Павлова 

«Лис уродливый и нелепый, и, как минимум, этим привлекает внимание, – отмечает старший преподаватель кафедры общей психологии СПбГУ Янина Ледовая. – Еще Иван Петрович Павлов, проводя эксперименты с собаками в своей лаборатории, открыл так называемый рефлекс “что такое?”: наше непроизвольное внимание привлекают нестандартные объекты – яркие, быстро двигающиеся, громкие. На этом основана вся реклама»

Чучело британской художницы к тому же антропоморфное, говорит психолог: это фигура животного, обладающего выражением лица и позой человека: «Он – пародия на человека, вызывающая переживание комического достаточно примитивным способом – из-за одновременного совпадения и несовпадения похожести». Как добавляют другие эксперты, лис эксплуатирует и фрейдистские мотивы: зверек – мертвый, а смерть всегда интересует людей. 

Политическая гипотеза: посмеяться над Путиным 

Впрочем, у Янины Ледовой есть и иная версия, объясняющая популярность британского гостя. Она связана с неоднозначной политической ситуацией, сложившейся в России. «У людей накопилась агрессия. Она должна найти какой-то выход, и смех становится отличным каналом, – считает сотрудница СПбГУ. – Мы можем разрешить себе смеяться, увидев рядом то, что точно смешно, и то, что вызывает неприязнь. Кто-то когда-то пририсовал Упоротого Лиса к картинке с одним из политических лидеров, и это породило целый поток фотожаб. Чучело «посидело» на коленях у Ленина, «побывало» в Мавзолее у Сталина. (А также «проехалось» на лошади вместе с Путиным. – Прим. ред.). Лис стал фигурой символической, послужил поводом посмеяться над тем, над чем на самом деле хочется плакать или в бессилье сжимать кулаки»

Предположения Ледовой подтверждаются опросом, проведенным психологом «ВКонтакте». «О существовании Упоротого Лиса знают около 60% петербургских пользователей, – отмечает она. – Это, как правило, люди молодые – до 40 лет, социально активные, интересующиеся политикой. Возможно, такое внимание к его персоне вызывается именно политическим контекстом его появлений: нужен способ выместить агрессию, посмеяться над абсурдом происходящего»

Философская гипотеза: лис против религии и государства 

Упоротый Лис – фигура случайная, но ярко демонстрирующая законы сетевого общества, полагают опрошенные «Фонтанкой» философы. «Сам лис – вещь пустяшная. Но он показывает, как переформатировалась наша жизнь, – подчеркивает заведующий кафедрой эстетики и философии культуры СПбГУ Борис Соколов. – Интернет стал теми очками, через которые человечество, особенно молодежь, смотрит на мир. Лис выступает манифестом “кластеризации” глобальной культуры и сознания, когда в обществе “разбираются” традиционные иерархии, связанные с государством, идеологией, религией. На их место приходят такие персонажи, как лис. Они выстраивают вокруг себя новую реальность, не контролируемую привычными, но все более и более архаичными структурами государства с его аппаратом силовиков, идеологией и даже СМИ»

«В традиционном обществе искусство демонстрировало норму, что-то типичное и узнаваемое. В наши дни оно выполняет ту же функцию социализации, но демонстрирует отклонения, – отмечает профессор Высшей школы экономики в Петербурге Григорий Тульчинский. – То, что происходит в выставочных залах, на сцене, на экране, в обычной жизни недопустимо. В современном искусстве выживает то, что провоцирует и тем самым обеспечивает волну поиска в сети. Лис укладывается в эту формулу сполна. А почему он популярен именно в России? Думаю, по той же причине, что в Японии с ее культом девочек пубертатного возраста до сих пор пользуется оглушительной популярностью группа “Тату”. Чучело действительно ответило на невысказанные ожидания нашего общества. Лис – очень российский, депрессивный. Это лиса с российской помойки, бомжанутая лиса»

Без гипотез: Упоротый Лис как «Черный квадрат» 

Единственным экспертом, который воздержался от общения с «Фонтанкой» о британском чучеле, стал политический психолог Александр Конфисахор. «Я видел фотографии несчастного животного и искренне не понимаю, что в нем может интересовать. Пожалуй, у людей просто включается какое-то стадное чувство. Как в случае с “Черным квадратом” Малевича. Все говорят, что “здесь есть смысл”, а по-настоящему его нет», – заключает он. 

Напомним, приезд Адель Морзе и ее чучела в Петербург собрал вокруг себя многочисленные нелепые ситуации, достойные воплощения в творчестве обэриута Даниила Хармса или драматурга-абсурдиста Эжена Ионеско. Выставка, об организации которой объявили в начале марта, встретила на своем пути неожиданные препятствия. Ожесточенную борьбу против нее развернул предводитель организации «Коммунисты Петербурга и Ленобласти» Сергей Малинкович. Он попросил губернатора, Роспотребнадзор и горпрокуратуру отменить визит Упоротого Лиса и его создательницы. «Пьяное животное – символ нации? Это прямое оскорбление российского народа», – заявил коммунист. 3 апреля во время открытия выставки он организовал одиночный пикет возле Geometria cafe. 

На рыжего зверя ополчился и скандально известный депутат петербургского ЗакСа Виталий Милонов. В своем твиттере он охарактеризовал приезд Морзе как «пропаганду жестокого обращения с животными». Он попросил любителей собак прийти на экспозицию, чтобы выгулять рядом с ней питомцев, однако на призыв политика никто не откликнулся. Особенное внимание демонстрация Упоротого Лиса вызвала у журналистов – на открытие выставки пришло 80 работников прессы, то есть в три раза больше, чем в среднем на заседание правительства Петербурга. Учитывая, что экспозиционный зал Geometria cafe был достаточно тесным, журналистам пришлось расталкивать друг друга локтями и стоять на стульях, чтобы увидеть чучело. 


Справка: 

Упоротый Лис – потрёпанного вида чучело лисы с выпученными глазами, сидящее на стуле: оно получило свою кличку из-за «наркоманского» вида. В 2011 году его создала уроженка Уэльса и жительница Лондона Адель Морзе. Как позже пояснила художница, причудливая фигура появилась в результате ошибки. «Я не высушила его с помощью соли, как делала до этого, и поплатилась. Чучело немного “поплыло”, именно поэтому у него такой забавный вид», – пояснила она в интервью газете «Metro». 

Лисица на целый год была убрана в коробку. В 2012 году Морзе, которой негде было хранить фигуру, выставила ее на eBay. В описании лота девушка указала, что чучело было сделано таким странным специально: «Лис выглядит так, будто бы решил стать человеком». В результате животное было продано за 330 фунтов. 

Фотографии чучела быстро разошлись по Интернету и стали мемом. Особенно оно понравилось россиянам: популярность лиса можно сравнить со славой культового героя интернет-фольклора – свидетеля из Фрязино. Скрюченную рыжую фигурку можно увидеть на фотожабах с Владимиром Путиным, депутатами Госдумы, на переделках исторических полотен – таких, как «Иван Грозный убивает своего сына».

Комментировать
Хочу сказать... Получить ответ на комментарий: