Вы используете устаревший браузер!

Чтобы использовать все возможности сайта,
обновите Internet Explorer до последней версии:

Или загрузите и установите любой современный браузер:

 
Книга
Интернет-магазин: с чего начать, как преуспеть
Проекты

WebMaster.SPb

Компания создана в 1999
году. Создано более 200
проектов и получено 9
профессиональных наград.

MediaCartel

Компания создана для
управления и развития
интернет-проектов.
На 01.03.07 в МК входит 9
интернет-проектов.

SeoExperts

Первое в С-Пб
рекламное агентство,
специализирующееся только
на SEOоптимизации.

Гаzета.SPb

Он-лайн газета
Санкт-Петербурга

Самое интересное
СПИК-2013 15 2013

Обновления на почту
Читать в Яндекс.Ленте

Миллиарды уходят во всемирную паутину
07 сентября 2011

Электронное правительство призвано сделать отношения чиновников и граждан предельно прозрачными. Многокилометровые очереди за госуслугами и бумажная волокита должны исчезнуть к 2015 году. Однако пока электронное правительство настолько прозрачно, что даже Дмитрий Медведев окрестил его «химерой».

   В Петербурге получить услугу от государства (кроме как «сосулей» по голове) можно тремя способами. Первый — традиционно обивать чиновничьи пороги. Второй — полуэлектронно — в рамках программы электронного правительства обратиться в один из 23 многофункциональных центров для ускорения процедуры подачи документов.
   И наконец, можно воспользоваться порталом www.gu.spb.ru, где есть два раздела — «Государственные услуги Санкт-Петербурга» и «Электронная приемная». Первый — электронный справочник по госуслугам, второй — интерактивный раздел, с помощью которого можно подавать заявления на получение госуслуг. Например, оплатить счета за жилье и коммунальные услуги, зачислить ребенка в ясли и детский сад, получить информацию о задолженностях по налогам. Правда, пока этот сравнительно прогрессивный способ подачи документов распространяется лишь на четверть госуслуг — 54 из 200.
   Да и качество работы электронной приемной оставляет желать лучшего. В разделе «Поделись своим мнением» опубликовано несколько десятков сообщений от возмущенных родителей, которые надеялись устроить детей в сад с помощью электронного правительства. «Записывала ребенка в детский сад 21.06.2011, — пишет Ирина 23 августа. — До сих пор я не получила от комиссии по комплектованию государственных образовательных учреждений администрации Приморского района никакого сообщения о принятой заявке».



Десять миллиардов по плану
   В Петербурге проект реализует Комитет по информатизации и связи. На развитие электронного правительства в 2010 году планировалось потратить 228,3 млн рублей, в 2011-м — 905 млн рублей, в 2012-м — 1020,5 млн рублей. На реализацию всех мероприятий, в том числе и на так называемое развитие информационного общества, — 235,5 млн рублей, 5025,47 и 5297,32 млн рублей соответственно. К сожалению, расшифровок — на что были или будут потрачены эти суммы, комитет не предоставил. Сложив все цифры, получаем, что за три года из казны города на план потребуется более десяти миллиардов рублей.
   По мнению руководителя социальной новостной сети «СМИ2» Павла Власова-Мрдуляша, сумма на 2011 год слишком велика. «Потратить 905 млн рублей за год можно, но сложно, — поясняет он. — Электронное правительство — это не столько «железо», сколько софт. Такого уровня заказ на год — это уровень крупнейших российских IT-компаний. Непонятно, что можно купить на эти деньги за такой период. За пять лет — логично. А за год — нет такого объема услуг, которые можно оказать, если это рыночная сделка, а не коррупционная. Тем более по созданию электронного правительства города и области, а не всей страны».
   По заявлению представителей Комитета по информатизации, финансирование ведется в соответствии с планом. Так, в 2010-м «прямые расходы на развитие электронного правительства составили 214 млн рублей. Это внедрение и развитие Межотраслевой автоматизированной информационной системы обеспечения деятельности многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге (МАИС МФЦ) и развитие инженерной инфраструктуры для оказания государственных услуг. Кроме того, по заявлению сотрудников комитета, в бюджете Санкт-Петербурга на 2010 год средства на реализацию мероприятий по развитию электронного правительства были заложены еще в ряд бюджетных строк.
   В частности — в расходы на содержание Санкт-Петербургского госучреждения «Городской мониторинговый центр». Это ведомство собирает информацию о происшествиях в городе, за что в 2010 году получило немалую сумму — 1713,812 млн рублей. Другая загадочная строка — «Расходы на развитие информационно-телекоммуникационных систем и средств автоматизации» была рассчитана на 794,987 млн. Еще 46,8782 млн потратили на эксплуатацию системы «Государственный регистр населения Санкт-Петербурга», с помощью которого чиновники ведут учет различных групп населения.
   533 млн рублей в 2010 году выделено на создание многофункциональных центров предоставления государственных услуг в Санкт-Петербурге. Расходы на капитальные вложения по отрасли «Связь и информатика» в соответствии с адресной инвестиционной программой составили 552,3696 млн. Как утверждают сотрудники комитета, финансирование электронного правительства заложено во все эти бюджетные строки. В общей сложности сумма за 2010 год выходит немалая — более 4 млрд рублей. В 2011 году проект снова получает бюджетные ассигнования. И вновь по аналогичной схеме.

И немного на 2011 год…
   Из бюджета 2011 года по строке «формирование электронного правительства и развитие информационного общества» комитету выделяется 355 млн рублей. Это при том, что по плану на одно лишь «правительство» нужно потратить 905 млн рублей.
   По словам представителей комитета, «работы по развитию электронного правительства также включены в расходы на представление Петербурга в интернете (обеспечение работы портала городской администрации http://www.gov.spb.ru.) — 10,8008 млн рублей; расходы на эксплуатацию информационно-коммуникационных систем и средств автоматизации — 1696,99 млн рублей; расходы на развитие этого же направления — 1207,6493 млн; расходы на создание, развитие и эксплуатацию многофункциональных центров в Санкт-Петербурге — 348,8657 млн». Получается, что, помимо целевой статьи в 355 млн рублей, формированию электронного правительства в нынешнем году поспособствует более 3,5 млрд рублей, выделенных по другим целевым статьям.
   Из этих средств 40 млн рублей будет потрачено на перевод исполнительных органов госвласти и госучреждений на оказание госуслуг в электронном виде. Еще 350 млн потребует использования электронного документооборота чиновниками. Добавим к этому 24,7 млн рублей, которые комитет намерен потратить на эксплуатацию и развитие регионального сегмента государственной автоматизированной системы «Управление», которая обеспечивает информационный обмен между госструктурами различных уровней и мониторинг государственных проектов от стадии планирования до оценки и анализа результатов.

Адекватный бюджет
   Данная сумма вызывает большое недоумение со стороны экспертов: «Что такое обеспечение электронного документооборота за 350 млн рублей в год? Что это будет? Особенно если учитывать, что у нас большое количество софта было куплено, разработано и настроено в рамках реализации федеральной целевой программы «Электронная Россия», действовавшей в Российской Федерации в 2002–2010 годах. И оно могло быть использовано и при формировании электронного правительства Санкт-Петербурга. Коррупционная составляющая может быть в закупке «железа», которое покупают не по прайсу, так как фирмы делают скидки до 40%. И это все потенциал для откатов», — заявляет Павел Власов-Мрдуляш.
   Помимо этого, 30 млн рублей комитет потратит на реализацию представительства исполнительных органов госвласти и госучреждений Петербурга в сети Интернет, 80 млн рублей — на обеспечение доступа к информации о деятельности исполнительных органов госвласти с помощью интернет-сайтов.
   «Это значит — потратить на создание сайтов чиновников 30 млн рублей, что тоже неадекватно, — комментирует Павел Власов-Мрдуляш намерения чиновников. — Ребилдинг информационных сайтов за 30 млн рублей — это уровень на порядок выше топовых рыночных цен. Например, это на порядок дороже услуг студии Артемия Лебедева. На один нолик больше. 30 млн рублей по сути является годовым бюджетом хорошей крепкой веб-студии вместе с зарплатами всех сотрудников. И за год они могут сделать гораздо больше, чем несколько сайтов. То есть опять мы видим сумму, неадекватную задаче. К тому же мы по этому плану видим, что они закладывают 30 млн на создание сайтов и еще 80 млн — на выкладывание на них циферок и буковок. В целом, судя по статьям, указанным в плане, и суммам, которые там фигурируют, — это абсолютно неадекватный бюджет. А адекватный был бы в 2,5–3 раза меньше».

«Информационные технологии не имеют предела с точки зрения затрат»
   Однако так считают отнюдь не все эксперты. По мнению собственника компании Webmaster.SPb интернет-буржуя Андрея Рябых, «сумма, заявленная КИС на формирование электронного правительства в 2011 году, — не большая и не маленькая». Суть в том, что в рамках данного мероприятия необходимо провести очень большое количество работ, отмечает он. «Много информации надо систематизировать для того, чтобы максимально упростить доступ людей к государственным услугам в сети Интернет, — аргументирует Рябых. — В Санкт-Петербурге не менее 30 различных комитетов, деятельность которых надо автоматизировать». При этом он также отмечает, что реальная оценка работ, проделанных по формированию электронного правительства, невозможна для окончательного понимания адекватности расходуемого бюджета средств. «Так как информационные технологии с точки зрения затрат не имеют предела», — добавляет Андрей Рябых.
   По мнению Ивана Павлова, директора Института развития свободы информации, с точки зрения информативности петербургский сайт по предоставлению госуслуг явно не входит в число передовых: «В феврале 2011 года мы провели мониторинг высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, где администрация Санкт-Петербурга находится на 15-м месте с коэффициентом открытости 47%».
   Профессор НИУ ВШЭ и журналист Ольга Романова комментирует ситуацию в несколько ином ключе: «Электронное правительство подразумевает, что гражданам и чиновникам становится проще общаться с другими чиновниками и решать какие-то свои важные проблемы. А надо ли нашему правительству, нашим чиновникам, чтобы граждане и организации легко и просто решали свои проблемы? То есть без откатов? Создание электронного правительства предполагает «снижение издержек социальных коммуникаций». И кому это надо в нашем правительстве, да еще и в выборный период? Не говоря уже о построении гражданского общества. А дальше совсем страшно — «построение общегосударственной распределительной системы общественного управления» — то есть чиновники становятся подконтрольными обществу. И вы хотите, чтобы чиновники это реально воплотили в жизнь?»

Дарья Фазлетдинова, Новая Газета


Комментировать
Хочу сказать... Получить ответ на комментарий: